Компании имеют возможность оптимизации НДС. Один из эффективных и законных способов — заключение определенных видов договоров. Учитываются не только виды соглашений, но и условия оформления соглашений, права и обязанности каждой из сторон. На законодательном уровне предусмотрены особенности по расчету НДС, если заключается договор товарного кредита, посредническое соглашение или займа одной организации в отношении другого юридического лица. Важно уточнить, какой договор выбрать, чтобы снизить или исключить внесения платежа по данному виду налога.
Особенности и условия договора
Специфика соглашений и экономии на НДС определяется в зависимости от вида деятельности, предоставляемых услуг или товаров. Выделяют следующие специфические особенности при оформлении договорных обязательств:
- Подрядчик или поставщик предпочитает расчеты только через внесение авансового платежа. В этой ситуации начисляется НДС. Покупателю товара или заказчику услуг нужно добиваться, чтобы в соглашение было включено отдельное условие о внесении аванса. Согласно п. 9. ст. 172 НК РФ, если этого не сделать, не получится добиться вычета налога на добавленную стоимость.
- Оплата запланирована через 2-3 месяца или более. Компании уменьшают стоимость товара, услуг или выполнения работ. Одновременно указывают проценты за отсрочку, с которых не оплачивается НДС. Это важно сделать, так как переплата не относится напрямую к стоимости предмета договора. Главный недостаток соглашения наблюдается для продавца, если покупатель не пользуется инструментом отсрочки. Он сразу вносит всю сумму и не платит проценты, а стоимость товара или услуги снижена, что уменьшает прибыль. Налоговая служба может не только освободить от уплаты налога, но и потребовать уплаты НДС в зависимости от конкретной ситуации.
- В договор вносятся штрафные санкции за нарушения со стороны покупателя. В первую очередь это касается просрочки оплаты. В случае выплат по штрафам НДС взиматься не может. Это обстоятельство становится определяющим при схеме снижения НДС, если плательщик налога намеренно сокращает стоимость услуги или продукции. При этом устанавливаются санкции по отношению к контрагенту. Важно взимать штрафы или неустойку только в случае выявленных нарушений, иначе налоговая инспекция начислит налог.
- Заключение договора аренды. Речь идет о соглашениях, по которым арендодатель требует внесения оплаты за последний месяц. Владелец недвижимости обязан оплатить НДС, если платеж признается авансом. Если же оплату указывают в качестве обеспечения, НДС вносится после получения средств. НДС начисляется только в случае, когда обеспечительный платеж фиксируется в рамках оплаты аренды. В результате получается как минимум отложить внесение НДС. Если же зачета не будет, его не придется оплачивать.
Обратите внимание! Существуют и другие возможности минимизации НДС, но многое зависит от специфики бизнеса конкретного юридического лица. Так, можно снизить налог, если увеличивается доля экспортированного товара, ведь в этом случае предусмотрена нулевая ставка.
Возможность экономии при замене коммерческого кредита на неустойку
Коммерческий кредит по своей сути является предоставлением аванса, отсрочки или рассрочки платежа, а также предварительной оплатой за поставленную продукцию или услуги. В соответствии со ст. 823 ГК РФ, кредит предоставляется по договорам, оформление которых связано с передачей другой стороне вещей или оплатой в финансовом выражении.
Средства, полученные от покупателя в рамках коммерческого кредита, являются оплатой за товары или услуги. По этой причине доход включается в налоговую базу полностью в рамках НДС.
Лучше заменить коммерческий кредит на выплату неустойки — пени или штрафа. Это позволяет экономить на выплате НДС. Согласно последним разъяснениям чиновников, получаемые от покупателя суммы по оплате штрафов налогом не облагаются. Существенный момент — штрафные санкции за просрочку платежа за услугу или продукцию фиксируется в основном договоре, подписанном обеими сторонами.
Важно! Данный способ экономии на налоговых выплатах подходит для крупных сделок. Для безопасности не стоит слишком часто прибегать к такому способу, чтобы не вызвать повышенный интерес со стороны налоговой службы.
НДС при покупке продуктов питания для сотрудников
Ответственные работодатели регулярно покупают своим сотрудникам продукты питания длительного срока хранения, включая сахар, чай или кофе. Зачастую данные товары относят на представительские расходы, которые необходимы при приеме специалистов из других компаний, а также партнеров или клиентов. Компании стремятся снизить количество документов, так как по такого рода затратам полагается оформлять различные отчеты и сметы. В этом случае продукты можно списать из чистой прибыли.
С одной стороны, согласно п. 1 ст. 146 НК РФ, безвозмездная передача товаров облагается НДС. С другой же стороны, у работодателя есть обязанность обеспечить нормальные условия труда в соответствии с условиями коллективного договора или трудового законодательства. При этом передача продуктов уже не будет безвозмездной, ведь работодатель выплачивает заработную плату, а персонал выполняет работу в рамках трудового соглашения.
Минфин России в своем письме № 03-04-11/132 разъясняет, что такие расходы относятся к собственным нуждам компании. При этом они не связаны ни с производством, ни с реализацией. По этой причине НДС не предусмотрен при оплате за счет чистой прибыли.
Важно! Обязанность уплаты налога появляется, когда происходит реализация продукции. Кроме того, его приходится платить, если товары передаются от одного структурного подразделения к другому. Если же этого не происходит, НДС не начисляют.
Таким образом, существуют формы и условия договора, которые позволяют полностью избавиться от уплаты налога на добавленную стоимость или существенно снизить его. При этом учитывается специфика бизнеса компании, сторона соглашения и предмет договора по передаче товаров или предоставлению услуг.